Голландец Пол Верховен, вне всякого сомнения, относится к числу культовых кинорежиссеров. Он не избалован всевозможными наградами и премиями, как, допустим, Мартин Скорсезе или Фрэнсис Форд Коппола, его творчество не обласкано критиками как работы братьев Коэнов или Ларса фон Триера, однако его фильмы стали по-настоящему известны и, что немаловажно, обсуждаемы во всем мире. Благодаря этому, Пола Верховена можно однозначно назвать одним из известнейших режиссеров своего поколения.
Пол Верховен родился 18 июля 1938 года в Амстердаме. В 22 года он заканчивает физико-математическую секцию Лейденского университета. Однако главным его увлечением с юности были вовсе не точные науки, а кинематограф. Параллельно с получением высшего образования, Верховен посещает курсы Dutch Film Academy, где снимает небольшие документальные фильмы пропагандистского характера, посвященные морской пехоте. В 1960-х Пол Верховен устраивается работать на телевидение и выпускает несколько документальных, а также игровых короткометражных фильмов.
Первый период творчества голландца прошел под знаком сотрудничества с актером Рутгером Хауэром. Верховен снимает его в главной роли сериала о средневековом рыцаре Флорисе. Постановка имела определенный успех и Пол приступает к съемкам полнометражных художественных фильмов. Первым из них стала картина «Дело есть дело» – трагикомическая история о двух проститутках. Однако уже второй полнометражный выход Верховена на широкий экран обеспечил режиссеру прекрасную прессу.
Фильм «Турецкие сладости», главную роль в котором исполнил Рутгер Хауэр, исполнен шокирующего реализма и щемящей трогательности. Картина получилась настолько качественной, что была выдвинута на соискание престижнейшей кинопремии Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Следующее десятилетие выдалось весьма плодотворным. Пол Верховен снял четыре художественных фильма. Особого внимания заслуживает драма о второй мировой войне «Оранжевый солдат» (в некоторых переводах «Голландский солдат»).
Картина повествует о четырех друзьях, вовлеченных в кровавые военные события. Жизнь постепенно все дальше разбрасывает их, периодически заставляя оказываться по разные стороны баррикад. В частности, один из них вступает в ряды гестапо, а другой, будучи евреем, погибает от рук нацистов. «Оранжевый солдат» с большой художественной силой отображает драматические события и коллизии войны. Достойной наградой фильму стало присуждение престижной премии Золотой глобус в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Постепенно фабрика грез все больше манит к себе талантливого голландского режиссера, и в середине 80-х Пол Верховен перебирается в США. Первым фильмом, снятым им в Голливуде, стала историко-приключенческая сага «Плоть и кровь», повествующая об эпидемии чумы во Фландрии XVI века. Этот же фильм стал последней совместной работой Верховена и Хауэра, который до сего момента считался неизменно визитной карточкой режиссера. В новом свете пути двух талантливых людей разошлись.
В Голливуде Пол Верховен сразу же стал снимать коммерческие блокбастеры с обилием спецэффектов и суперзвезд на первых ролях. В 1987 году выходит «Робот-полицейский», а в 1990 «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценнегером в главной роль. В 1992 году на экранах появляется фильм, ставший легендой мирового кинематогрофа и настоящей визитной карточкой режиссера Верховена. Речь, разумеется, идет об эротическом триллере «Основной инстинкт» с Майклом Дугласом и Шэрон Стоун в главных ролях.
В основе сюжета картины убийство рок-музыканта в ночном клубе. Детектив Ник Кэррон, расследуя это дело, приходит к выводу, что главной подозреваемой является писательница Кэтрин Трамелл. Однако роковая женщина Кэтрин, начинает плести интриги вокруг полицейского, между ними завязывается роман. Масса откровенных сцен, а также загадочная, открытая концовка принесли «Основному инстинкту» огромную, но, в тоже время скандальную, популярность.
После «Основного инстинкта» Пол Верховен снял еще четыре картины эротическую драму «Шоу герлз», фантастический боевик «Звездный десант», триллер по мотивам повести Герберта Уэллса «Невидимка» и военную драму «Черная книга». Каждый из фильмов был в своем роде успешен. Во всяком случае, к ним было приковано внимание публики. В настоящий момент Полу Верховену принадлежат права на экранизацию романа Бориса Акунина «Азазель». Главную женскую роль в фильме должна исполнить голливудская дива славянского происхождения Мила Йовович.