Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года. Отец Ван Гога был пастором. С 1869 г. по 1876 г. он отбывал службу комиссионером художественноторговой компании (Гаага, Брюссель, Лондон, Париж). В 1876 году преподавал в Англии. Изучив теологию, стал проповедником в Боринаже (1878-79 гг.). Там он увидел, как нелегка жизнь шахтёров. Пытаясь им помочь, Ван Гог стал на защиту их интересов. Это привело к конфликтной ситуации с церковью.
Интерес к искусству у Ван Гога появился в 1880-х годах. Он побывал в АХ (Брюссель, 1880-81 гг.; Антверпене, 1885-86 гг.). Ван Гог обращался за советами к А.Мауве (Гаага). На картинах своих он рисовал простых, обездоленных людей. Когда Ван Гогу исполнилось 30 лет, он полностью погрузился в живопись и создал широкую серию этюдов и картин. Они были нарисованы в очень мрачных тонах, наполненные огромным состраданием к простому народу: «Крестьянка», 1885 г. – Государственный музей Крёллер Мюллер, 1885 г. – фонд В.Ван Гога, Амстердам. Являясь поклонником творчества Ж.Ф.Милле, он развивал основы критического реализма и продолжал рисовать образы с болезненно тонким восприятием к мучениям и угнетенностью простых людей.
Проживая в Париже (1886-88 г.), Виллем Ван Гог побывал на частной студии. В это же время он начинает осваивать японскую гравюру и пленэрную живопись импрессионистов. С этого момента мрачная палитра Ван Гога постепенно сменилась на сверкание чистых ярких тонов, а мазок делался всё более легким и динамичным: «Мост через Сену», 1887 г. – фонд В.Ван Гога, Амстердам; «Портрет папаши Танги», 1887 г. – Музей Родена, Париж.
Этап зрелости Ван Гога был связан с переездом в Арль (1888 г.). Именно здесь окончательно установился стиль художника, который очень искусно мог показать своё отношение к миру и душевное состояние на картине. Любовь красоте и счастью, мучительное стремление к гармонии появляются в пейзажах, излучающие радость и свет («Жатва. Долина Ла-Кро», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари»), а боязнь перед враждебными силами – в зловещих фигурах жуткого мира, где человек обессилен и беспомощен («Ночное кафе»).
Картина «Красные виноградники в Арле» отличается динамичностью цвета и легкостью мазков, которые показывают не только природу, но и населяющих её людей.
Последние годы жизни Ван Гога осложнялись приступами душевной болезни, которые были связаны с напряжённой работой. Именно она явилась причиной трагического конфликта с Гогеном. После чего Ван Гог оказывается в больнице в Арле, Сен-Реми (1889-90гг.), Овере-сюр-Уаз (1890 г. – кончает жизнь самоубийством).
Последние два года жизни Ван Гога в его творчестве чувствуется резкая смена настроений, появилась максимально обострённая экспрессия цветовых сочетаний; замечена экстатическая одержимость и безрассудность визионерских порывов; а также неожиданное проявление просветления и умиротворённости.
Своим творчеством Ван Гог показал всю историю европейской культуры 19 в. Оно ярко выражало как кризис буржуазного гуманизма и реализма, так и было проникнуто трепетной любовью к простому народу, показывало мучительные поиски духовных ценностей. Именно творческая одержимость и порывистая экспрессия сделали Ван Гога в искусстве постимпрессионизма одним из основных его представителей.
Из прожитых своих 37 лет, живописи Ван Гог посвятил только последние семь лет. Тем не менее, его творческое наследие поражает: около тысячи рисунков и практически столько же картин, которые стали плодом его творческих противоречий (по одной-две картины каждый день). Все картины Ван Гога отражают страдания и любовь. Ван Гога стал великим художником в мировой истории.