Хан ван Меегерен (полное имя – Хенрикус Антониус ван Меегерен) родился 3 мая 1889 года в семье простого школьного преподавателя. Все свое свободное время мальчик проводил в мастерской любимого учителя, которого звали Кортелинг. Отцу это не нравилось, но именно Кортелинг сумел развить в мальчике вкус и умение подражать манере письма старины.
Ван Меегерен получил хорошее образование. Он поступил в Делфтский технологический институт, где прослушал курс архитектуры, в 18 лет. Одновременно с этим он проходил обучение в Школе изящных искусств. В начале обучения молодой студент из Голландии был премирован за картину, которая изображала интерьер церкви имени Святого Лаврентия в Роттердаме.
Строгим жюри были по достоинству оценены познания молодого человека в архитектуре, а также его прекрасное владение манерой письма в традиционном стиле. Спустя непродолжительное время множества похвал было удостоено изображение оленя прекрасной королевы Юлианы его кисти. Затем это изображение растиражировали и успешно продавали по всей стране. Понятно, что молодым художником восхищались и в нем видели большой талант.
Летом 1911 года Хан окончил четвертый курс университета и в то же время познакомился с Анной де Воохт, ставшей впоследствии его женой. Вскоре Анна уже ожидала ребенка, а молодые супруги непрерывно сталкивались с финансовыми трудностями. Чтобы заработать деньги, Хан пытался продавать свои картины, но его новые работы, к сожалению, уже не были удостоены таких похвал.
Он охотно принимался в богемных и высших кругах. Его хвалили, ценили желание и способность угодить любому заказчику. Но при этом относились не слишком серьезно, на выставках и вернисажах его полотна упорно не замечались, а в своих обзорах рецензенты уделяли им только несколько строк. Хан Ван Меегерен уехал из страны и стал жить во Франции на Лазурном берегу.
Там он создал первые картины в стиле великого Франсуа Хальса «Довольный курильщик» и «Смеющийся кавалер». Искусствовед определил, что эти картины подделка, но молодой мастер уже нашел свою идею. Несколько месяцев он изучал биографии, творчество, манеру письма голландских художников и особенности их техники. В то время в Нидерландах было собрано ничтожно мало картин великих национальных художников.
Работы Рембранта, Стена, Хальса, Рейсдаля, ван Дейка, де Хооха были в Лувре, Эрмитаже, музее Ватикана. Но в самих Нидерландах картин их кисти были считанные единицы. Особенно болезненно воспринималось полное отсутствие шедевров великого живописца Яна Вермеера. В 1932 году любителей искусства порадовало сообщение Абрахама Бредиуса, почтенного искусствоведа.
Он утверждал, что в Гааге продается картина «Дама и кавалер у спинета», которая, несомненно, принадлежит кисти Вермеера. Позже в Италии в частной коллекции была обнаружена его картина «Христос в Эммаусе». Она была написано поверх ранее использовавшегося полотна XVII века. Лак, который покрывал изображение, со временем потемнел, и в нем образовались трещины-кракелюры, такие же, как в краске.
Все говорило именно о том, что это работа именно кисти Вермеера, судя по специфике приемов, и относится она к XVII веку. Оказалось, что обнаружил ее и приобрел в Италии именно Меегерен. Он продал картину после экспертизы за 550 тысяч гульденов в музей Бойманса в Роттердаме. После этого в частных коллекциях им были обнаружены такие картины великого голландца как Исаак, благословляющий Иакова , Тайная вечеря , Омовение ног .
Почти все они были перепроданы в музей Бойманса или же государственные музеи. Ван Меегерен стал уважаемым деятелем культуры, и его собственные работы тоже нашли признание. В 1940 году Голландия была оккупирована фашистской Германие, и некий Ван Страйвесанде купил у Меегерена его картину «Христос и грешница». Ван Страйвесанде был связан с нацистскими кругами, но Меегерен об этом не знал.
Было уже поздно, и агент гитлеровского режима, который занимался розыском художественных ценностей, в период с 1939-го по 1943-й год купил у Ван Меегерена тринадцать его подделок, восемь из которых были проданы приблизительно за 8 миллионов гульденов. А после освобождения страны в 1945-м году ван Меегерен был арестован за расхищение национального состояния.
Предполагалась высшая мера наказания, и через три месяца обвиняемый признался, что все эти картины он написал лично. После следственного эксперимента, в ходе которого он создал последнюю картину Вермеера «Молодой Христос в храме среди учителей», художник превратился из предателя в героя. Хан Ван Меегерен обманул врага и продал подделки за большие деньги фашистам.
Так Меегерен стал всемирно известным. Его работы кисти будто бы Вермеера хранятся в различных коллекциях и музеях, и подписаны уже именем настоящего автора. А владельцы музея Бойманса до сих пор утверждают, что «Христос в Эммаусе» является подлинным.