Творчество известного нидерландского художника Иеронима Босха до сих пор неоднозначно воспринимается как критиками, так и просто любителями живописи. Что изображено на полотнах Босха: демоны преисподней или просто обезображенные грехом люди? Кем на самом деле являлся Иероним Босх: одержимым психопатом, сектантом, провидцем или всего-навсего великим художником, этаким древним сюрреалистом, как и Сальвадор Дали черпавшим идеи в сфере бессознательного? Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн.
Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года. Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. Большинство его родных – дед Ян ванн Акен, два дяди Босха, отец Антониас и даже брат Гоосен занимались художественным ремеслом. Семейная мастерская ванн Акенов специализировалась на выполнении настенных фресок, золочении деревянных скульптур. Именно популярность фамилии и заставило Иеронима взять себе псевдоним Босх – это выделило и обособило его от ванн Акенов.
Надо сказать, что ни одной работы его родственников не сохранилось до нашего времени. Кроме домашнего обучения, Босх брал уроки художественного мастерства в таких городах как Харлеме и Делфте. Здесь он наяву видит работы великих мастеров искусства: Дирка Боутса, Рогира дер Вейдена, Гертгена тот Янса. Их картины произвели огромное впечатление на Иеронима, и он пишет полотна с оглядкой на творчество этих художников. Отец Иеронима завещает своему самому талантливому сыну семейную мастерскую. И в 1480 году, узнав о смерти отца, Босх возвращается в родной Хертогенбос.
Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. Сразу же после возвращения в Хертогенбос Босх жениться на дочери богатого купца Алейт Гойартс. Благодаря богатому приданному своей жены, Иероним мог позволить себе не задумываться о хлебе. Босх всецело отдал себя в творчество. Детей эта пара так и не завела. Будучи глубоко верующим человеком Иероним в 1486 году вступает в религиозное общество монахов и мирян Братство Богоматери.
Здесь Босх выполняет самые разнообразные заказы: пишет створки алтаря для Капеллы общества в соборе Святого Иоанна, оформляет праздничные шествия, пишет картины для обрядовых таинств. Около 1490 года Босх пишет «Корабль дураков» – эта картина высмеивает служителей богу. После 1500 года на свет появляется известное изображение, нанесенное на алтарь – «Воз сена». Самая известная картина Иеронима Босха, вершина всей его жизни – это триптих под названием «Сад земных наслаждений». Создано это величайшее полотно около 1515 года.
В левой части триптиха изображен Рай – Господь, Адам и Ева. В средней части – картина Земли и живущих на ней греховных людей. Правая часть – это изображение Ада. Любой человек, увидевший триптих Босха не забудет его никогда: удивительные и странные существа, яркие краски, необычные предметы, обнаженные люди – тайны «Сада земных наслаждений» приковывают взгляд и будоражат ум. Религиозный фанат и любитель мистики король Испании Филипп Второй в картинах Иеронима Босха видел предостережения для католиков.
Но уже в XVI веке церковь не нашла в работах Босха ничего христианского. Духовенство обвинило художника в ереси. Однако, большинство живописцев того времени не видели ничего дурного и ужасного в его картинах, наоборот их удивляла приемы выполнения мазков и цветопередача изображений. Умер Иероним Босх в 1516 году, 9 августа. Он был похоронен в родном городе, там, где прожил большую часть жизни – в Хертегенбосе. Все небольшое имущество художника жена Босха раздала наследникам. Сама Алейт умерла спустя три года.
Иероним Босх оставил в наследие всего лишь 25 картин и около 8 рисунков. Большинство сюжетов его работ взяты из аллегорий и пословиц о пороках человека – жадности, корысти, глупости. Сцены картин прописаны так лаконично, что по ним можно писать книгу. Современные психологи, опираясь на психоанализ Фрейда, до сих пор не могут расшифровать живописные работы Иеронима Босха, как не могут объяснить, почему они так притягивают взгляд.