Амстердам… С этим словом хорошо играть в ассоциации: нестандартную придумать трудно. Наркотики, проституция, секс – вот первое, что приходит на ум. Лояльность к естественным проявлениям человеческой природы возведена здесь в принцип, яркой иллюстрацией к которому служит известный на весь мир музей секса, иначе называемый Храмом Венеры.
Начинался он скромно: в 1985 году группа энтузиастов представила на всеобщее обозрение небольшую коллекцию предметов игривого свойства, принадлежащих в основном к XIX веку. Спустя несколько лет фривольная экспозиция занимала уже несколько этажей старинного дома почти напротив Центрального вокзала и неподалеку от знаменитого квартала красных фонарей.
Символично, что во время реконструкции здания XVII века были обнаружены еще два экспоната, принадлежавшие, очевидно, прежним владельцам: фрагмент фарфоровой плитки, на которой изображен картежник с эрегированным членом, и бронзовая античная статуэтка Гермеса с пенисом невероятной величины. Впрочем, почти все выставленные предметы отличаются преувеличением, доходящим порой до гротеска.
Никакой изящной эротики и любовного флера – только откровенное соитие и все, что с ним связано, является основной мыслью этого самого первого в мире музея подобной направленности. Среди выставленных предметов есть как артефакты, имеющие несомненную историческую и художественную ценность, так и явный кич.
Несколько несовременные интерьеры и простенькие интерактивные эффекты вроде выскакивающего из стены эксгибициониста словно подчеркивают общую идею всей выставки: секс вне времени, он вечен, и ничего принципиально нового в нем изобрести невозможно. При входе посетителей встречают три эмблемы сексуальности: статуя Венеры, фигура Мата Хари с одним из любовников и Мерилин Монро в растиражированной позе. Кстати, платье у нее развевается, как в кино, если нажать на кнопочку рядом.
«Секс сквозь века», – гласит надпись на стене. Выставочные залы спроектированы таким образом, что посетители словно оказываются в лабиринте, где за каждым поворотом могут оказаться предметы, способные вогнать в краску даже тех, кому уже давным-давно дважды по 18+: не всякий осилит, скажем, вдумчивое рассматривание картинок в зоофилической экспозиции.
Экскурсанты проходят весь путь человечества от грубого, почти животного совокупления глубокой древности через утонченную чувственность античного Рима к аскетизму и тщательно скрываемой похоти средневековья, не жаловавшего плотские удовольствия. А затем Возрождение и изысканное любовное искусство куртуазного XVIII века, подготовившего сексуальную индустрию века XIX, сменяются новейшим временем абсолютного раскрепощения и свободы нравов.
Осмотр сопровождается подходящими аудиоэффектами. Например, в зале, посвященном маркизу де Саду, стоны женщин заглушаются звуками паровой машины – изобретения той эпохи. Акцент сделан на традиционном интересе жителей Голландии к сексу. Судя по представленным материалам, он был их излюбленным занятием всегда.
Например, дневник одной из знатных дам занят перечислением любовников, которых она имела (или они ее) в течение 16 лет. Этой почтенной особе, состоявшей в одном из многочисленных клубов ценителей телесных утех, всего одного экземпляра не хватило до круглой цифры 4700. При этом скрупулезно подсчитаны иностранцы и негры (тем временам политкорректность не была свойственна).
В коллекции есть и экзотические любовники: три ужа и двенадцать кроликов. Само собой понятно, почему вход в музей ограничен по возрасту. Впрочем, голландцы и тут оказались снисходительны к человеческим слабостям: по их мнению, в 16 лет уже позволительно на такое смотреть.