Один из самых известных нидерландских художников Золотого века, Ян Вермеер, родился в Делфте. Точная дата рождения художника неизвестна, однако установлено, что он был крещен 31 октября 1632 года в Новой церкви. Его отец был ткачом, а потом стал трактирщиком и торговцем картинами. В 19 веке Яна Вермеера называли «делфтским сфинксом», потому что о нем было известно очень мало. Так, неясно, у кого он учился живописи. В его ранних работах прослеживается сильное влияние утрехтских караваджистов, и одним из возможных его учителей является Абрахам Блумарт, на выбор палитры Вермеера, вероятно, повлиял Хендрик Тербрюгген, но, несмотря на это, Вермеер создал свой уникальный стиль.
20 апреля 1653 года он женился на Катарине Болнес, ради чего отказался от кальвинистской веры и принял католичество. В этом же году он был принят в гильдию святого Луки, руководителем которой он становился впоследствии четыре раза, что свидетельствует о его авторитете. Как его отец и многие коллеги, Вермеер занимался и торговлей картинами, но, в первую очередь, он считал себя художником, а не торговцем. В 1660 году семья художника переехала в новый дом на улице Oude Langendijk, где одна из 11 комнат являлась его мастерской. Впрочем, художник работал очень медленно – он писал только по 2-3 картины в год, причем на заказ.
В последние годы жизни художника его материальное положение ухудшилось, так как начавшаяся война с Францией нанесла ущерб не только рынку живописи, но и всей национальной экономике. Художнику приходилось брать кредиты, долгов становилось все больше. В декабре 1675 года у него начался «френит» (сейчас эту болезнь считают менингитом или энцефалитом), и художник скоропостижно скончался 15 декабря. Его вдова была вынуждена воспитывать 11 детей, 10 из которых были несовершеннолетними. Практически все имущество было передано кредиторам, хотя почти все картины остались в собственности вдовы Вермеера и ее матери. Ян Вермеер был похоронен в Старой церкви в Делфте.
Предположительно Вермеер за всю свою жизнь написал около 45 картин, сохранилось из которых 35. Ранние работы мастера, такие как «Христос в доме Марфы и Марии» (1654-1656), «Диана и нимфы» (1653-1656), были посвящены религиозным и мифологическим сюжетам. После этого художник меняет тему. Он пишет картины, на которых изображаются интимные домашние сцены «добрых горожан». Только две выдающихся работы мастера, «Улочка» (1657-1661) и «Вид Делфта» (1660-1661), не изображают интерьер. Даты создания большинства полотен приблизительны, так как датированы художником были только три его работы: «Сводница» (1656), «Астроном» (1668) и «Географ» (1669).
Большое количество работ художника имеют похожую композицию – в комнату из окна, расположенного слева, на героев картины, занятых игрой, письмом или домашней работой, падает дневной свет. Также следует отметить, что Вермеер достаточно редко изображал мужчин, детей или цветы. Его работы отличаются тщательно проработанной композицией и удивительной светопередачей и палитрой, в которой преобладали насыщенно синий цвет, оттенки желтого и серого.
В Делфте действует Центр Вермеера (Voldersgracht 21), который посвящен жизни и творчеству художника, хотя собственно работ мастера в нем нет, здесь представлены репродукции всех его работ. Его картины хранятся в крупнейших нидерландских, европейских и американских музеях.