Простые истины Рейксмюзеума
Нидерланды - Заметки туристов

простые истины рейксмюзеума

Давно известно, что история всех народов пишется её королями. И не только пишется, но и воплощается в храмах и дворцах, песнях и книгах, произведениях живописи и монументального искусства. Умные правители сильно загодя думают о том, как к ним будут относиться потомки. И всячески приукрашивают свою роль в истории. А самые продвинутые стараются связать со своими именами целые эпохи. Для чего не жалеют средств и создают национальные музеи.

Ровно так поступил брат Наполеона I, король Голландии Луи Бонапарт, основавший в 1808 году в Амстердаме Рейксмюзеум. На тот момент этот королевский музей олицетворял многочисленные достижения в искусстве этой небольшой, но безумно амбициозной Европейской страны, фиксировал высочайшие стандарты и вкусы голландского двора. Экзотичные безделушки, археологические артефакты и предметы декоративно-прикладного искусства из колониальных стран Востока и Азии дополняли коллекцию, придавали ей изысканность и шарм.

Сейчас Рейксмюзеум – главное место в Амстердаме. Отсюда принято начинать знакомство как с городом, так, собственно, и со страной. В музее хранится вся значимая голландская живопись, и в первую очередь работы Рембрандта Харменса ван Рейна, Яна Вермера, Франса Халса, Питера де Хоха, Яна ван Скорела, Бартоломеуса ван дер Гельста… И еще десятка три живописцев с фамилиями, которые, даже если захочешь запомнить, все равно потом не выговоришь…

Но о картинах-то их вы наверняка слышали. Или даже видели в журнальных репродукциях. «Ночной дозор» вам что-нибудь говорит? Это — Рембрандт. «Молочница», «Девушка с жемчужиной» — Вермер. Те самые произведения, которые стали эталонами целой школы голландской живописи 17 века. Но выделять какие-то работы из общего ряда трудно. Да и надо ли? Лучше рассматривать их в контексте истории, относясь картинам не только как к произведениям искусства, но и документальным (в условном, конечно, смысле!) картинкам эпохи.

И тогда вас ждут кое-какие открытия. Голландская живопись, став самостоятельным течением, очень подробно, если не сказать – скрупулезно показывала жизнь обычных бюргеров, ремесленников, купцов. В бытовых сценках легко читаются обычаи и нравы того времени. А названия говорят сами за себя, прямо как заголовки в газете или журнале: «Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора», «Урок анатомии доктора Тульпа», «Мельница в Вейк-бей-Дюрстеде», «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме»… Надеюсь, у вас богатое воображение и вы уже поняли, о чем речь в этих картинах.

Среди многих отсмотренных голландских художников, мне лично запомнился один из них — остроумный Ян Стен, который часто писал свои сценки с натуры в кабаках, на постоялых дворах. В Рейксмюзеуме экспонируется его «Клетка в с попугаем». Простая бытовая сценка, но, чуть задержавшись, вы как будто переноситесь в то время — на кухню постоялого двора, где мужчины режутся в какую-то настольную игру, мальчишка кормит кошку, одна женщина жарит на печи устрицы, а другая стоит к нам спиной и дразнит попугая. И всем, наблюдающим за ней, весело. Уверен, и вы, постояв немного у картины, начнете улыбаться…

В этом, наверное, и есть великая сила искусства, когда чужие чувства и эмоции становятся понятными и другим, несмотря на различные национальные и исторические традиции. И художникам Возрождения это удавалось как никому. Но и не только это. Переходя из зала в зал Рейксмюзеума, вы не сможете остаться наедине. И вовсе не из-за толпы таких же, как и вы, туристов. Картины тоже будут смотреть на вас. Изучать, насколько вы зрелы, чтобы увидеть в них главное, может быть, то самое сокровенное, что владело мыслями художников где-то здесь рядом — в Амстердаме или его окрестностях, но триста с лишним лет назад.

Почему это важно? Потому что только тогда становится понятно, что ты вовсе не пуп земли. И твои проблемы и текущие потери – семечки в жерновах истории. Что твои привязанности и приобретения так же неизбежно конечны. И никаких шансов прожить жить как-то иначе. Вы же не принцы крови, чтобы подрасти и переписать историю заново.

Но глядя на портреты или жанровые сценки эпохи Возрождения, которая совсем не случайно называется теперь так, можно хотя бы прийти к простой мысли, что самое главное в твоей жизни есть только здесь и сейчас. Что в любое историческое время есть смысл и жить, и радоваться этому! А собственную вечность постараться воплотить в полезных делах или, хотя бы, — в потомках!.. Ну, что ж — неплохая идея, пойдем реализовывать!..

 


Читайте:


Яндекс.Погода

Известные люди:

Гуго Гроций ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (DESIDERIUS ERASMUS), 1466/1467/1469 - 1536 Рутгер Хауэр
Корнелис де Брюйн Франциск Корнелис Дондерс ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ (LUCAS VAN LEYDEN), 1494 - 1533
Эразм Роттердамский Король Виллем II Иероним Босх

    Города и культара Королевства:

    Харлем  XIX—XX века

    Харлем XIX—XX века

    В начале XIX века одна из важнейших промышленных отраслей города, текстильная индустрия, пребывала в упадке. Население города было очень бедным и в ...

    Харлем  XVIII век

    Харлем XVIII век

    На протяжении XVII—XVIII веков в городе было основано не менее полутора десятков hofjeсов, хотя первый из них появился ещё в XIV веке. Этим словом (...

    Алкмар

    Алкмар

    Алкмар (нидерл. Alkmaar (инф.) — община и город в Нидерландах, в провинции Северная Голландия. Расположен на канале Нордхолланд

    По улицам Амстердама:

    Вивальди Тауэр в Амстердаме

    Вивальди Тауэр в Амстердаме

    Одним из красивейших административно-офисных зданий в Амстердаме является, несомненно, Вивальди Тауэр, построенное по проекту выдающегося архитектор...

    Зоопарк Артис в Амстердаме

    Зоопарк Артис в Амстердаме

    Три входа ведут в зоопарк. Над каждыми воротами – одна фраза «Natura Artis Magistra», что переводится с латыни как «Природа – наставница искусства»....

    Прогрессивное искусство в музее КоБрА

    Прогрессивное искусство в музее КоБрА

    Яркие краски, сильные линии и странные фигуры: художественное движение «КоБрА» положило начало революции в европейском искусстве 1940 гг. Больше ник...