Известный нидерландский художник Питер Брейгель-старший создал свой колоритный стиль письма, которым существенно отличался о других живописцев эпохи Возрождения. Его картины – это образы народного сатирического эпоса, изображения природы и быта деревни. Некоторые работы завораживают своей композицией – на них хочется смотреть и смотреть, рассуждая о том, что именно хотел донести до зрителя художник. Особенность письма и видения мира Брейгеля напоминают творчество раннего сюрреалиста Иеронима Босха.
Точная дата и место рождения Питера Брейгеля не известно. Библиограф художника Карель ванн Мандер называет приблизительную дату и местность рождения Питера – это 1525 год маленький город Бреды. Некоторые исследователи считают, что родился Питер в деревушке Брегел, находящейся недалеко от Бреда, так как именно от названия деревни и произошла его фамилия. О детстве художника ничего неизвестно, Карель ванн Мандер предполагает, что родители Брейгеля были обыкновенными людьми – крестьянами.
Когда Питеру было до 20 лет (приблизительно в 1540-х), он поступает на обучение графике в мастерскую Кука ванн Альста, известного в то время фламандского художника, служащего придворным живописцем у императора Карла Пятого. После смерти учителя, а это произошло в 1550 году, Брейгель вступает в гильдию живописцев Антверпена. В 1551 году он поступает на службу в мастерскую Иеронима Кока, который продавал печатаные гравюры. Именно здесь Питер Брейгель увидел эстампы (оттиски на бумаге) картин Иеронима Босха.
Вдохновленный странными образами на картинах великого сюрреалиста, Брейгель пробует рисовать что-то подобное. С 1552 года Брейгель путешествует по Франции, Швейцарии и Италии. По просьбе Иеронима Кока Питер должен был сделать несколько рисунков пейзажей Италии для дальнейшего переведения их в гравюры. В Риме художник насыщается прекрасным – рассматривает древние строения, любуется морскими гаванями, изучает картины живописцев эпохи Ренессанса.
В Италии он пишет одну из ранних картин «Пейзаж с Христом и апостолами». В 1553 Брейгель жениться на Марии, дочери своего первого учителя Кука ванн Альста. У Марии и Питера родилось трое детей, двое из которых впоследствии занялись, как и их отец, художественным мастерством. В 1554 художник посещает Швейцарию и Альпы. Горы, чистый воздух и бездонно-голубое небо затмили все впечатления от Италии. Здесь он пишет прекрасные и колоритные пейзажи.
В 1556 году, вернувшись в Антверпен, Брейгель передает Иерониму Коку свои рисунки. Издатель тут же изготавливает гравюры на продажу. Списки с брейгельской картины «Большие рыбы поедает малые» мошенник-Кок подписывает поддельной подписью самого Босха – все это делается, дабы угодить богатым заказчикам издателя. В 1557 году Брейгель пишет семь гравюр на тему «Смертные грехи». В 1561 году вместе с семьей художник переезжает в Брюссель.
Большинство работ этого времени были написаны для кардинала де Гранвела, ученого Ортелиуса, коллекционера Йонгелинк. В 1562 году из-под пера мастера выходит «Триумф смерти» – страшная картина, описывающая безлюдную землю, покрытую виселицами и колесами для пыток. В 1565 году Брейгель пишет цикл «Картин месяцев и времен года», от которого до наших дней дошло только пять изображений. Эта большая и сложная работы была выполнена для купца-коллекционера Йонгелинка, который впрочем, затем продал весь цикл.
Большая часть картин, написанная Брейгелем, посвящена образам природы, деревни и ее простых жителей. Так в 1567-1569 он пишет ряд картин на эту тематику. В своих работах Питер передает всю драматургию жизни крестьян, тщательно вырисовывая их внешность, одежду. Питер Брейгель-старший умер в 1569 году 5 сентября в Брюсселе. Рассматривая картины Мужицкого Брейгеля (так его называют критики), сразу же видно влияние на его творчество великого «мастера ужасов» Иеронима Босха.
Но не стоит считать Брейгеля плагиатчиком, ведь он всего лишь озираясь на работы Босха, создал драматические картины, полные собственного представления о человеке, его месте на Земле. Именно поэтому Брейгеля-старшего можно по праву считать истинным мудрецом эпохи Возрождения.