Особенности голландских футбольных школ
Нидерланды - Футбол

особенности голландских футбольных школ

Где-то с середины 70-х годов прошлого столетия в Голландии была выработана и существует до сих пор практически во всех клубах так называемая единая королевская методика обучения юных футболистов. О ней подробно в течение двух дней рассказывал завуч школы ПСВ «Эйндховен» Эдвард Стуринг, работавший, кстати, с Гуусом Хиддинком и на более высоком уровне. Суть ее в том, что наиболее талантливые ребята начиная с десятилетнего возраста развиваются и совершенствуются на основе своих наиболее сильных индивидуальных качеств.

Если, скажем, у одного лучше получается скоростной дриблинг, у другого — ведение силовой борьбы, а третьего отличают огромная работоспособность и хорошие функциональные показатели кардио-респираторной системы и максимального потребления кислорода, то их ведут по этой стезе и готовят уже на определенную позицию. То есть определяют конкретное амплуа. Кроме того, самых одаренных ребятподтягивают к группе, старшей на год-два по возрасту. И такое происходит как в клубах, так и на уровне сборных. Достаточно проанализировать любой серьезный турнир. В каждой сборной, будь то Голландия, Франция, Германия, Италия или Англия, всегда присутствует парочка футболистов на год или два младше. И потом на основе этих игроков, когда они заматереют и приобретут опыт подобных турниров, строится следующая сборная. У нас же в основном пытаются подтянуть те или иные слабые стороны юного футболиста, желая тем самым повысить средний уровень спортсменов, наподобие того, как в общеобразовательных школах поднимают средний уровень учеников, не учитывая при этом их способности к изучению того или иного предмета. Может, поэтому сегодня у нас или нет, иди слишком мало индивидуально сильных футболистов, способных доминировать за счет своих наиболее сильных качеств?

На это, собственно, и направлен сам процесс обучения, в основе которого — четкая методика. Суть ее в том, что 80 процентов времени ребята в футбольных школах занимаются одним и тем же, а 20 — отводится как раз той самой индивидуальной подготовке, которой занимаются в каждой из футбольных школ по-своему. И именно этой индивидуальной работой они отличаются друг от друга. С каждым возрастом работают по два основных тренера плюс специалист по технике, развитию физических качеств, тренер по вратарям и так далее. А за соблюдением всего процесса наблюдает завуч школы, или, как его называют, тренер-методист. За четыре дня я ни разу не видел, чтобы на поле одновременно находились меньше трех тренеров. Ни с взрослой, ни с юношеской, ни с юниорской командами. В рамках групповых и командных моделей игры огромное значение придавалось индивидуальной технике. Внимание тренеров было постоянно направлено на качество выполнения передач — на их точность и силу. Любопытно, что тренировочный процесс практически никогда не прерывается. И даже когда дети совершают ошибки, им не начинают тут же, на месте, выговаривать за это, как у нас. Разбор занятий происходит только после окончания. Лишь в редких случаях, как рассказывал тренер «Эйндховена», если понравится мысль мальчишки или его импровизация, он останавливает тренировку и уточняет у парня, что же именно тот хотел сделать. А потом объясняет, почему у него что-то не получилось, поощряя, таким образом, его творчество.

Десять тысяч часов тренировок

Соответствует всему этому, конечно, и техническое обеспечение. Ребята тренируются с датчиками, встроенными в подобие женского купальника, и после окончания занятий тренер может определить пульс, расстояние, которое игрок пробежал, зоны активности (максимум и минимум) и тому подобные вещи. Первенство Голландии начинает разыгрываться с 14 лет, что дает возможность детям сосредоточить все свое внимание на учебном процессе. Наши же ребята уже с 12 лет окунаются в серьезный соревновательный цикл, каким является, к примеру, первенство Москвы, где погоня за результатом отбивает любое желание заниматься творческой работой, причем как у тренеров, так и у самих юных футболистов. Главное отличие голландской методики от нашей заключается в ранней специализации и индивидуализации подготовки юного футболиста. Тут важно, во-первых, суметь на ранней стадии определить способности мальчишки, не пропустив талантливых детей, и, во-вторых, правильно в дальнейшем развить их. Для того чтобы стать профессиональным футболистом, нужно, как подсчитали специалисты, провести 10 тысяч тренировочных часов. Но дело не столько в количестве, сколько в качестве. Мы занимаемся столько же, однако результат, как видим, — разный. Весь смысл в том, чем заполнить эти часы. В Голландии последние 15—20 минут каждой тренировки отводится индивидуальной работе, причем каждый футболист знает, что и как ему делать на этих индивидуальных занятиях. Там в голову никому не придет выстроить всю команду, поставить мячи в линию и бить по воротам минут 20 из точки в точку. Такую картину можно увидеть в любом из наших клубов, начиная от команды мастеров и кончая детско-юношескими коллективами. В Голландии защитники идут отрабатывать передачу, причем, как правило, все они делаются в движении и при минимуме касаний, нападающие бьют по воротам из разных позиций и в основном после приема мяча, полузащитники учатся лучше понимать друг друга, отрабатывают всевозможные взаимодействия. И все это под обязательным присмотром тренера.

От простого - к сложному

Да, у нас тоже есть команды, в которых ведется подобная работа. К примеру, недавно я побывал на показательном уроке ребят из футбольной школы «Спартака». Там были соблюдены принципы от простого — к сложному, моделирование атакующих действий и отработка индивидуальных качеств футболистов. Все присутствует, однако не хватает главного — единого подхода и точных (подчеркиваю, точных) методических указаний для каждого сенситивного периода. Давно известно, что развивать определенные качества, будь то физика, техника или тактика, лучше в благоприятном для этого возрастном периоде, а не тогда, когда заблагорассудится.

Теперь чуть подробнее расскажу, как проходят занятия в школах. Сразу оговорюсь: то, что мы именуем упражнениями, они называют моделированием игровых ситуаций. Еще один важный момент — там тренировочные процессы команды мастеров и 14—15-летних ребят практически не отличаются друг от друга, разве что взрослые футболисты больше времени уделяют физическим кондициям и восстановительным процедурам после игрового цикла. То есть если не брать в расчет разминочную часть, в которой юные футболисты основное внимание уделяют работе над индивидуальной техникой (скажем, у каждого по мячу или на пару — один мяч), все остальное очень схоже.

Возьмем для примера прокатку двух игровых ситуаций: выход из обороны до середины поля и атаки от середины поля с участием шести футболистов. Тренировка подразделяется на подготовительную, основную и заключительную части. И, как правило, каждое занятие — решение каких-либо технико-тактических задач и воспитание определенных физических качеств. Отличие их тренировочного процесса от нашего состоит в том, что они больше внимания уделяют технико-тактическим занятиям, мы же все четко расписываем: когда будем развивать скорость, когда — скоростную выносливость, силу и так далее.

 

Истории самостоятельных путешествий:

Странные люди

Странные люди

Странные люди встречаются везде. В первый день моего посещения площади Дам, недалеко от Королевского дворца, расположи...

Ода велосипеду

Ода велосипеду

Жители Амстердама, видимо, совершенно согласны с теорией Эйнштейна о том, что жизнь — как вождение велосипеда. Чтобы ...

Назад в Амстердам

Назад в Амстердам

Как у любого путешественника у меня есть любимые города, побывав однажды в которых, хочется вернуться вновь. Чтобы пр...

Лабиринт каналов Амстердама

Лабиринт каналов Амстердама

Амстердам очень похож на замысловатый лабиринт, построенный из каналов. К середине 14 века в городе появился первый к...

Амстердама причудливый запах

Амстердама причудливый запах

Голландия — наверное одна из самых насыщенных ассоциациями стран, даже если вы там никогда не были и не собирались. С...

Зимняя Голландия.

Зимняя Голландия.

От остановки на пересечении этой улицы с Jurriaan Kokstraat начался мой путь обратно на родину. Первым шагом на этом п...

    Яндекс.Погода

    Известные люди:

    Христиан Гюйгенс Ян ван Свинден Рембрандт Харменс ван Рейн
    Йорис Ивенс РЕМБРАНДТ (REMBRANDT VAN RIJN), 1606 - 1669 Винсент Виллем Ван Гог
    ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ (PIETER BRUEGEL DE OUDE), ~1525 - 1569 ИЕРОНИМ БОСХ (JHERONIMUS BOSCH), ~1450 - 1516 Хан ван Меегерен

      Города и культара Королевства:

      Райский уголок современного города

      Райский уголок современного города

      Когда несколько лет назад мы переехали жить в район Амстердама, известный как “Район царя Петра” (речь идет, как вы догадались, о Петре Первом, кото...

      Острова под окнами

      Острова под окнами

      Я живу в центральной части Амстердама. В так называемом четвертом и последнем по счету центральном секторе города. За моим кварталом начинаются вост...

      Cоветская подводная лодка в порту Амстердама

      Cоветская подводная лодка в порту Амстердама

      С 2002 года в Амстердамском порту NDSM стоит советская субмарина Б-80, построенная в 1956 г. в Риге. В 1991 г. она была выкуплена двумя голландскими...

      По улицам Амстердама:

      Квартал 9 улиц в Амстердаме

      Квартал 9 улиц в Амстердаме

      Квартал 9 улиц в Амстердаме – это, прежде всего, шопинг. Это очаровательная точка пересечения нескольких каналов, которая полна уникальных магазинов...

      Музей каналов Амстердама

      Музей каналов Амстердама

      Амстердамские кольцевые каналы являются одним из мировых чудес водных коммуникаций. Каждый год около трех миллионов туристов в Амстердаме отправляют...

      Музей Ван Гога, Амстердам

      Музей Ван Гога, Амстердам

      Музей Ван Гога в Амстердаме является обладателем самой большой в мире коллекции работ гениального голландца (среди которых и одна из версий знаменит...