Особенности голландских футбольных школ
Нидерланды - Футбол

особенности голландских футбольных школ

Где-то с середины 70-х годов прошлого столетия в Голландии была выработана и существует до сих пор практически во всех клубах так называемая единая королевская методика обучения юных футболистов. О ней подробно в течение двух дней рассказывал завуч школы ПСВ «Эйндховен» Эдвард Стуринг, работавший, кстати, с Гуусом Хиддинком и на более высоком уровне. Суть ее в том, что наиболее талантливые ребята начиная с десятилетнего возраста развиваются и совершенствуются на основе своих наиболее сильных индивидуальных качеств.

Если, скажем, у одного лучше получается скоростной дриблинг, у другого — ведение силовой борьбы, а третьего отличают огромная работоспособность и хорошие функциональные показатели кардио-респираторной системы и максимального потребления кислорода, то их ведут по этой стезе и готовят уже на определенную позицию. То есть определяют конкретное амплуа. Кроме того, самых одаренных ребятподтягивают к группе, старшей на год-два по возрасту. И такое происходит как в клубах, так и на уровне сборных. Достаточно проанализировать любой серьезный турнир. В каждой сборной, будь то Голландия, Франция, Германия, Италия или Англия, всегда присутствует парочка футболистов на год или два младше. И потом на основе этих игроков, когда они заматереют и приобретут опыт подобных турниров, строится следующая сборная. У нас же в основном пытаются подтянуть те или иные слабые стороны юного футболиста, желая тем самым повысить средний уровень спортсменов, наподобие того, как в общеобразовательных школах поднимают средний уровень учеников, не учитывая при этом их способности к изучению того или иного предмета. Может, поэтому сегодня у нас или нет, иди слишком мало индивидуально сильных футболистов, способных доминировать за счет своих наиболее сильных качеств?

На это, собственно, и направлен сам процесс обучения, в основе которого — четкая методика. Суть ее в том, что 80 процентов времени ребята в футбольных школах занимаются одним и тем же, а 20 — отводится как раз той самой индивидуальной подготовке, которой занимаются в каждой из футбольных школ по-своему. И именно этой индивидуальной работой они отличаются друг от друга. С каждым возрастом работают по два основных тренера плюс специалист по технике, развитию физических качеств, тренер по вратарям и так далее. А за соблюдением всего процесса наблюдает завуч школы, или, как его называют, тренер-методист. За четыре дня я ни разу не видел, чтобы на поле одновременно находились меньше трех тренеров. Ни с взрослой, ни с юношеской, ни с юниорской командами. В рамках групповых и командных моделей игры огромное значение придавалось индивидуальной технике. Внимание тренеров было постоянно направлено на качество выполнения передач — на их точность и силу. Любопытно, что тренировочный процесс практически никогда не прерывается. И даже когда дети совершают ошибки, им не начинают тут же, на месте, выговаривать за это, как у нас. Разбор занятий происходит только после окончания. Лишь в редких случаях, как рассказывал тренер «Эйндховена», если понравится мысль мальчишки или его импровизация, он останавливает тренировку и уточняет у парня, что же именно тот хотел сделать. А потом объясняет, почему у него что-то не получилось, поощряя, таким образом, его творчество.

Десять тысяч часов тренировок

Соответствует всему этому, конечно, и техническое обеспечение. Ребята тренируются с датчиками, встроенными в подобие женского купальника, и после окончания занятий тренер может определить пульс, расстояние, которое игрок пробежал, зоны активности (максимум и минимум) и тому подобные вещи. Первенство Голландии начинает разыгрываться с 14 лет, что дает возможность детям сосредоточить все свое внимание на учебном процессе. Наши же ребята уже с 12 лет окунаются в серьезный соревновательный цикл, каким является, к примеру, первенство Москвы, где погоня за результатом отбивает любое желание заниматься творческой работой, причем как у тренеров, так и у самих юных футболистов. Главное отличие голландской методики от нашей заключается в ранней специализации и индивидуализации подготовки юного футболиста. Тут важно, во-первых, суметь на ранней стадии определить способности мальчишки, не пропустив талантливых детей, и, во-вторых, правильно в дальнейшем развить их. Для того чтобы стать профессиональным футболистом, нужно, как подсчитали специалисты, провести 10 тысяч тренировочных часов. Но дело не столько в количестве, сколько в качестве. Мы занимаемся столько же, однако результат, как видим, — разный. Весь смысл в том, чем заполнить эти часы. В Голландии последние 15—20 минут каждой тренировки отводится индивидуальной работе, причем каждый футболист знает, что и как ему делать на этих индивидуальных занятиях. Там в голову никому не придет выстроить всю команду, поставить мячи в линию и бить по воротам минут 20 из точки в точку. Такую картину можно увидеть в любом из наших клубов, начиная от команды мастеров и кончая детско-юношескими коллективами. В Голландии защитники идут отрабатывать передачу, причем, как правило, все они делаются в движении и при минимуме касаний, нападающие бьют по воротам из разных позиций и в основном после приема мяча, полузащитники учатся лучше понимать друг друга, отрабатывают всевозможные взаимодействия. И все это под обязательным присмотром тренера.

От простого - к сложному

Да, у нас тоже есть команды, в которых ведется подобная работа. К примеру, недавно я побывал на показательном уроке ребят из футбольной школы «Спартака». Там были соблюдены принципы от простого — к сложному, моделирование атакующих действий и отработка индивидуальных качеств футболистов. Все присутствует, однако не хватает главного — единого подхода и точных (подчеркиваю, точных) методических указаний для каждого сенситивного периода. Давно известно, что развивать определенные качества, будь то физика, техника или тактика, лучше в благоприятном для этого возрастном периоде, а не тогда, когда заблагорассудится.

Теперь чуть подробнее расскажу, как проходят занятия в школах. Сразу оговорюсь: то, что мы именуем упражнениями, они называют моделированием игровых ситуаций. Еще один важный момент — там тренировочные процессы команды мастеров и 14—15-летних ребят практически не отличаются друг от друга, разве что взрослые футболисты больше времени уделяют физическим кондициям и восстановительным процедурам после игрового цикла. То есть если не брать в расчет разминочную часть, в которой юные футболисты основное внимание уделяют работе над индивидуальной техникой (скажем, у каждого по мячу или на пару — один мяч), все остальное очень схоже.

Возьмем для примера прокатку двух игровых ситуаций: выход из обороны до середины поля и атаки от середины поля с участием шести футболистов. Тренировка подразделяется на подготовительную, основную и заключительную части. И, как правило, каждое занятие — решение каких-либо технико-тактических задач и воспитание определенных физических качеств. Отличие их тренировочного процесса от нашего состоит в том, что они больше внимания уделяют технико-тактическим занятиям, мы же все четко расписываем: когда будем развивать скорость, когда — скоростную выносливость, силу и так далее.

 

Истории самостоятельных путешествий:

В стране Тюльпании

В стране Тюльпании

Есть такой психологический тест. Представьте себя цветком. И подробно опишите место и условия, в которых вы находитес...

Волендам - яхты, туристы, рыбаки и немножко моря

Волендам - яхты, туристы, рыбаки и немножко моря

В Волендам мы заехали на пару часов - в яхт-магазин. А остались почти на весь день. Потому что вода, видимо, умиротво...

Сумасшедший карнавал в Лимбурге

Сумасшедший карнавал в Лимбурге

В Голландии карнавал празднуют каждый год только в южных провинциях Лимбург и Брабант. Это давняя католическая традиц...

Быстрый морозный Амстердам

Быстрый морозный Амстердам

По Амстердаму мы неслись сломя голову, иначе был риск остаться без коленей, ушей и носов. После мягкого осеннего Рима ...

Мадам Туссо на площади Дам

Мадам Туссо на площади Дам

Предварительно забронировав отель в Амстердаме, мы с подругой (она уже более 15 лет живет в Голландии) стали упаковыва...

Настоящие амстердамцы или подсмотренная жизнь

Настоящие амстердамцы или подсмотренная жизнь

Атмосфера города во многом складывается из декораций. Неизвестные тебе люди живут повседневной жизнью на фоне улиц, п...

    Яндекс.Погода

    Известные люди:

    ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ (PIETER BRUEGEL DE OUDE), ~1525 - 1569 Христиан Гюйгенс Франциск Корнелис Дондерс
    БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (БАРУХ СПИНОЗА; BENEDICTUS DE SPINOZA), 1632 - 1677 Виллем Баренц Гуго Гроций
    ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ (LUCAS VAN LEYDEN), 1494 - 1533 ЯН ВЕРМЕЕР ДЕЛФТСКИЙ (JOHANNES VERMEER), 1632 - 1675 Йорис Ивенс

      Города и культара Королевства:

      Лейден

      Лейден

      Ле йден (нидерл. Leiden, МФА: [ˈlɛidə(n)], лат. Lugdunum Batavorum) — город и община в нидерландской провинцииЮжная Голландия на реке...

      Ассен

      Ассен

      Ассен (нидерл. Assen) — город и община в Нидерландах, административный центр провинции Дренте. Расположен в 23 км к югу от Гронингена. История ...

      Дренте

      Дренте

      Дренте (нидерл. Drenthe) — провинция на северо-востоке Нидерландов. Столица — Ассен, крупнейший город —Эммен. Население 489 918 человек (10-е место ...

      По улицам Амстердама:

      Музей мадам Тюссо

      Музей мадам Тюссо

      В Музее мадам Тюссо, расположенном на центральной площади Амстердама – площади Дам (Dam) – Вы увидите множество восковых фигур знаменитых людей. Вос...

      Цветочный рынок, Амстердам

      Цветочный рынок, Амстердам

      Пожалуй, если спросить любого человека, с чем у него ассоциируется Голландия, с вероятностью примерно 90% он скажет: «Мельницы, наркотики и тюльпаны...

      Амстердам город развлечений и красоты

      Амстердам город развлечений и красоты

      Расположенный на реке Амстел, Амстердам является не только столицей Нидерландов, но и самым большим городом страны. Хотя все государственные организ...