Где-то с середины 70-х годов прошлого столетия в Голландии была выработана и существует до сих пор практически во всех клубах так называемая единая королевская методика обучения юных футболистов. О ней подробно в течение двух дней рассказывал завуч школы ПСВ «Эйндховен» Эдвард Стуринг, работавший, кстати, с Гуусом Хиддинком и на более высоком уровне. Суть ее в том, что наиболее талантливые ребята начиная с десятилетнего возраста развиваются и совершенствуются на основе своих наиболее сильных индивидуальных качеств.
Если, скажем, у одного лучше получается скоростной дриблинг, у другого — ведение силовой борьбы, а третьего отличают огромная работоспособность и хорошие функциональные показатели кардио-респираторной системы и максимального потребления кислорода, то их ведут по этой стезе и готовят уже на определенную позицию. То есть определяют конкретное амплуа. Кроме того, самых одаренных ребятподтягивают к группе, старшей на год-два по возрасту. И такое происходит как в клубах, так и на уровне сборных. Достаточно проанализировать любой серьезный турнир. В каждой сборной, будь то Голландия, Франция, Германия, Италия или Англия, всегда присутствует парочка футболистов на год или два младше. И потом на основе этих игроков, когда они заматереют и приобретут опыт подобных турниров, строится следующая сборная. У нас же в основном пытаются подтянуть те или иные слабые стороны юного футболиста, желая тем самым повысить средний уровень спортсменов, наподобие того, как в общеобразовательных школах поднимают средний уровень учеников, не учитывая при этом их способности к изучению того или иного предмета. Может, поэтому сегодня у нас или нет, иди слишком мало индивидуально сильных футболистов, способных доминировать за счет своих наиболее сильных качеств?
На это, собственно, и направлен сам процесс обучения, в основе которого — четкая методика. Суть ее в том, что 80 процентов времени ребята в футбольных школах занимаются одним и тем же, а 20 — отводится как раз той самой индивидуальной подготовке, которой занимаются в каждой из футбольных школ по-своему. И именно этой индивидуальной работой они отличаются друг от друга. С каждым возрастом работают по два основных тренера плюс специалист по технике, развитию физических качеств, тренер по вратарям и так далее. А за соблюдением всего процесса наблюдает завуч школы, или, как его называют, тренер-методист. За четыре дня я ни разу не видел, чтобы на поле одновременно находились меньше трех тренеров. Ни с взрослой, ни с юношеской, ни с юниорской командами. В рамках групповых и командных моделей игры огромное значение придавалось индивидуальной технике. Внимание тренеров было постоянно направлено на качество выполнения передач — на их точность и силу. Любопытно, что тренировочный процесс практически никогда не прерывается. И даже когда дети совершают ошибки, им не начинают тут же, на месте, выговаривать за это, как у нас. Разбор занятий происходит только после окончания. Лишь в редких случаях, как рассказывал тренер «Эйндховена», если понравится мысль мальчишки или его импровизация, он останавливает тренировку и уточняет у парня, что же именно тот хотел сделать. А потом объясняет, почему у него что-то не получилось, поощряя, таким образом, его творчество.
Десять тысяч часов тренировок
Соответствует всему этому, конечно, и техническое обеспечение. Ребята тренируются с датчиками, встроенными в подобие женского купальника, и после окончания занятий тренер может определить пульс, расстояние, которое игрок пробежал, зоны активности (максимум и минимум) и тому подобные вещи. Первенство Голландии начинает разыгрываться с 14 лет, что дает возможность детям сосредоточить все свое внимание на учебном процессе. Наши же ребята уже с 12 лет окунаются в серьезный соревновательный цикл, каким является, к примеру, первенство Москвы, где погоня за результатом отбивает любое желание заниматься творческой работой, причем как у тренеров, так и у самих юных футболистов. Главное отличие голландской методики от нашей заключается в ранней специализации и индивидуализации подготовки юного футболиста. Тут важно, во-первых, суметь на ранней стадии определить способности мальчишки, не пропустив талантливых детей, и, во-вторых, правильно в дальнейшем развить их. Для того чтобы стать профессиональным футболистом, нужно, как подсчитали специалисты, провести 10 тысяч тренировочных часов. Но дело не столько в количестве, сколько в качестве. Мы занимаемся столько же, однако результат, как видим, — разный. Весь смысл в том, чем заполнить эти часы. В Голландии последние 15—20 минут каждой тренировки отводится индивидуальной работе, причем каждый футболист знает, что и как ему делать на этих индивидуальных занятиях. Там в голову никому не придет выстроить всю команду, поставить мячи в линию и бить по воротам минут 20 из точки в точку. Такую картину можно увидеть в любом из наших клубов, начиная от команды мастеров и кончая детско-юношескими коллективами. В Голландии защитники идут отрабатывать передачу, причем, как правило, все они делаются в движении и при минимуме касаний, нападающие бьют по воротам из разных позиций и в основном после приема мяча, полузащитники учатся лучше понимать друг друга, отрабатывают всевозможные взаимодействия. И все это под обязательным присмотром тренера.
От простого - к сложному
Да, у нас тоже есть команды, в которых ведется подобная работа. К примеру, недавно я побывал на показательном уроке ребят из футбольной школы «Спартака». Там были соблюдены принципы от простого — к сложному, моделирование атакующих действий и отработка индивидуальных качеств футболистов. Все присутствует, однако не хватает главного — единого подхода и точных (подчеркиваю, точных) методических указаний для каждого сенситивного периода. Давно известно, что развивать определенные качества, будь то физика, техника или тактика, лучше в благоприятном для этого возрастном периоде, а не тогда, когда заблагорассудится.
Теперь чуть подробнее расскажу, как проходят занятия в школах. Сразу оговорюсь: то, что мы именуем упражнениями, они называют моделированием игровых ситуаций. Еще один важный момент — там тренировочные процессы команды мастеров и 14—15-летних ребят практически не отличаются друг от друга, разве что взрослые футболисты больше времени уделяют физическим кондициям и восстановительным процедурам после игрового цикла. То есть если не брать в расчет разминочную часть, в которой юные футболисты основное внимание уделяют работе над индивидуальной техникой (скажем, у каждого по мячу или на пару — один мяч), все остальное очень схоже.
Возьмем для примера прокатку двух игровых ситуаций: выход из обороны до середины поля и атаки от середины поля с участием шести футболистов. Тренировка подразделяется на подготовительную, основную и заключительную части. И, как правило, каждое занятие — решение каких-либо технико-тактических задач и воспитание определенных физических качеств. Отличие их тренировочного процесса от нашего состоит в том, что они больше внимания уделяют технико-тактическим занятиям, мы же все четко расписываем: когда будем развивать скорость, когда — скоростную выносливость, силу и так далее.