Роттердам
Нидерланды - Общие сведения

роттердам

Роттердам — второй город Голландии и с 1968 г. самый большой порт в мире. Этого достаточно, чтобы понять, как быстро мог развиться город, основанный на месте, где небольшая река Ротте впадает в Маас; дамба на реке Ротте впервые упоминается в документе 1283 г.

В 1340 г. за Роттердамом были закреплены права и привилегии города, и 10 лет спустя его жители получили от графов Голландских разрешение на строительство канала, ведущего в Лейден и Делфтспециально для перевозки английской шерсти, спрос на которую постоянно рос. Именно с этого времени начинается развитие Роттердама как торгового порта.

Несмотря на войны и стихийные бедствия, нарушавшие в прошлом экономический рост города (как, например, осада Максимилианом Австрийским в 1489 г., пожар 1563 г. или разграбление испанцами в 1572 г.), Роттердам продолжал развивать активную торговлю, особенно с французскими портами на Ла-Манше и на Средиземном море. Туда везли продукты рыболовства и сельского хозяйства, оттуда привозили соль, вино, фрукты.

Интенсивное движение вынудило Роттердам после 1600 г. построить большой порт с 10 новыми широкими причалами.

После 1870 г. прокладывается новый морской путь, Ниуве Ватервех — канал длиной 18 км, обеспечивший более короткий и прямой выход к морю. С этого времени Роттердам стал портом мирового значения, и график его перевозок становился все более интенсивным.

Поэтому в период с 1870 по 1940 гг. были построены 20 новых причалов, часть из них громадных размеров (чтобы построить Ваалхавен — самый большой в мире искусственный порт — были пожертвованы 300 га польдеров).

Роттердамский порт, в котором ежегодно швартуются более 30 000 морских судов, сегодня самый большой в мире: он протянулся больше, чем на 30 км в сердце города, вдоль берегов реки Маас и Ниуве Ва-тервех, «старого» канала 1870 г., который стал началом будущего города. В последи десятилетия в устье канала построен Европорт — грандиозная платфор ма в море для швартовки больших океанских судов, которым осадка позволяет войти в город. Вся жизнь Роттердама тесно связана с море в нем есть знаменитый Морской музей принца Хендрика, в котором пре ставлено 650 моделей кораблей, 2000 проектов конструкций, морск карты, атласы, документы.

Роттердам — крупнейший порт Старого Света — постоянно развивается: его владельцы и менеджмент внедряют новшества, способные существенно поднять и без того высокую эффективность предприятия

Расположенный на территории Нидерландов порт Роттердам в шутку называют самым большим портом Германии. Впрочем, эти слова могут быть отнесены не только к Германии, но и к целому ряду других стран, например, Австрии, Швейцарии: наибольшая часть грузов, доставляемых в эти государства, проходит через самые главные «ворота в Европу». Впрочем, и сам Роттердам уже с трудом можно называть голландским: порт теряет свою национальность — сегодня здесь на каждом шагу можно встретить торговых представителей едва ли не из всех стран мира, работников логистических комплексов глобальных корпораций, китайских моряков, российских бункеровщиков…

В последние годы крупнейший в Европе перегрузочно-логистический комплекс Роттердама столкнулся с целым рядом системных вызовов. Ответив на эти вызовы, порт сможет перейти на новый технологический уровень, определяемый в первую очередь иным представлением о качестве услуг и в целом о принципах работы транспорта и логистики.

Расположенный на реке Рейна порт обладает одним важным преимуществом перед своими конкурентами — стивидорными компаниями, находящимися на европейском побережье между Гамбургом и Гавром: непосредственной близостью перегрузочных терминалов к Северному морю. Конкурентам же, прежде чем добраться до причала, необходимо пройти большое расстояние по реке или каналу в глубь континента.

Уникальность местоположения порта, предопределившая его успех, состоит и в том, что реки, текущие по территориям разных стран, великолепно подходят для транспортировки грузов в центральную и западную часть Европы. А ландшафт местности сделал возможным интенсивное автомобильное и железнодорожное движение, что крайне важно при высоком грузообороте. К примеру, в России ни один из первой десятки портов не имеет прямого выхода на федеральную автотрассу, что сдерживает рост объемов перевалки.

Среди портов мира Роттердам по грузообороту третий после Шанхая и Сингапура. В 2005 году через него было перевалено 370 млн тонн грузов, а это лишь немногим меньше, чем общий показатель всех российских портов (скажем, порт Санкт-Петербурга перевалил лишь около 58 млн тонн). Более 100 тыс. речных судов ежегодно загружаются и разгружаются на берегах Рейна.

До недавнего времени порт Роттердам принадлежал городу и был под управлением муниципалитета, как единственного акционера. Но теперь в состав собственников вошло и федеральное правительство Нидерландов, что, однако, не изменило общую схему: муниципалитет и государственные власти делегируют часть своих полномочий управляющей компании Port of Rotterdam, которая разрабатывает стратегию и осуществляет оперативный менеджмент. При этом компания работает в непосредственном контакте с профильными структурными подразделениями сената города Роттердам. Все проекты, будь то строительство новых терминалов или же намыв территории, согласовываются с муниципалитетом, но в то же время управляющая компания обладает значительной самостоятельностью (показательно, что в 2005 году подобную модель управления перенял и один из основных конкурентов Роттердама — порт Гамбург).

Роттердамский порт получил естественное продолжение не только в виде речных путей, автомобильных и железных дорог (которые уже можно считать такой же портовой инфраструктурой, как подходные каналы и причальные стенки); его коммерческие представительства разбросаны по всему миру, есть постоянные представители и в столице Евросоюза Брюсселе. Задача этих представителей заключается в отстаивании интересов компании при развитии законодательства ЕС в области портового хозяйства, а также в помощи европейским чиновникам — например, в предоставлении информации о таком специфическом виде бизнеса, как перевалка грузов и логистика.

В ближайшие несколько лет роттердамскому порту предстоит справиться с рядом задач. Например, решить, как вести себя в ситуации, когда стремительно увеличивается давление на внутриевропейские водные пути. Дело в том, что почти все товарные потоки растут быстрее, чем ожидалось ранее. Всего за пять ближайших лет общий грузооборот достигнет 400 млн тонн, а это на 7% выше, чем прогнозировалось еще совсем недавно.

Интенсификация грузооборота требует решений, направленных на более эффективное использование имеющихся ресурсов, а не на экстенсивный путь развития. Порт Роттердама принял не оригинальное, но логичное и рациональное решение — внедрять в работу высокие технологии. Введение в 2004 году Международной морской организацией новых правил охраны судов и портовых сооружений потребовало от администрации порта работы с большим массивом информации. Так, каждый из 141 морского терминала обязали принять определенные меры для обеспечения безопасности, а администрации остается информировать об этих мерах, а также проверять их выполнение. Для простоты обмена информацией руководство порта внедрило интерактивную софтверную программу, которая доступна через интернет.

В ближайшем будущем на всей территории порта будет создана беспроводная телекоммуникационная система, которая позволит его работникам и представленным в порту компаниям получать доступ к информации из любой точки порта, без привязки к стационарным компьютерам. Предполагается, что эта мера повысит мобильность всех операций, что в итоге приведет к более быстрому и слаженному проходу судов.

Среди других мер, отвечающих требованиям современности, — активное вмешательство в перераспределение грузов между видами транспорта. Казалось бы, дело портовиков — предоставить грузовладельцу качественный сервис по перегрузке и ряду других операций, а уж чем доставлять свой товар до места назначения, клиенту решать самому. Но так было прежде. Сегодня порт Роттердам поставил перед собой конкретную задачу снизить нагрузку на автомобильные дороги, которые не только в Нидерландах, но и вообще в Европе задыхаются от избыточного трафика — в первую очередь грузового, и перебросить часть потоков на железную дорогу.

Разумеется, административными методами этой цели не достичь, но улучшением сервиса (и этому хорошо бы поучиться у голландцев нашим транспортным чиновникам) — вполне возможно. В частности, с этой целью в 2007 году на 160?километровом участке между Роттердамом и немецким городком Эммерих начнет действовать регулярное железнодорожное сообщение мощностью 240 пар поездов в сутки, предназначенное исключительно для перевозки грузов. При этом Министерство транспорта, общественных работ и водного управления Нидерландов выделило 35 млн евро на компенсацию операционных убытков линии в первые три-пять лет ее эксплуатации и еще 12 млн,
чтобы оборудовать локомотивы в соответствии со стандартами безопасности.

Экстенсивный же путь развития предполагает намыв нового портового района, Maasvlakte-2, территория которого будет занимать 2 тыс. га, то есть примерно одну пятую от ныне существующей площади порта. Он будет непосредственно граничить с акваторией Северного моря. Стоимость проекта — 3 млрд евро, начало строительства планируется на 2008 год, а первые судозаходы — уже на 2012?й.

Основной номенклатурой создаваемого комплекса станут контейнеры и нефтехимия. Выбор контейнеров объясним: тенденция перевозить в них грузы приобретает все более выраженный характер. Сегодня именно в контейнерах, которые легко складировать, грузить и перевозить на различных видах транспорта, транспортируются и легковые автомобили, и бытовая техника, и металлоизделия, и даже нефть.

Согласно прогнозу порта Роттердам к 2010 году контейнеропоток здесь вырастет до 12 млн TEU (twenty equivalent utility — эквивалент двадцатифутового контейнера, принятая в индустрии единица измерения), хотя, согласно прежним расчетам, к этому сроку ожидалось несколько меньше — 10,5 млн. Тенденция столь отчетлива, а мощностей для перевалки в Европе настолько остро не хватает, что о своем желании побороться за возможность возвести в Maasvlakte-2 свой терминал уже объявили все глобальные портовые и шиппинговые компании.

Еще одним новшеством, которое порт планирует внедрить, станет переход на 24?часовой режим работы. Сейчас в режиме нон-стоп трудится в основном химический комплекс — в силу специфики. Однако маркетологи в Роттердаме надеются добиться того, чтобы круглосуточно работали все стивидоры, а также специалисты по логистике и другие службы. Только так можно добиться максимальной отдачи от ограниченного в пространстве ресурса. Очевидно, российским портовикам имеет смысл перенять не только опыт Роттердама в логистике и оптимальном государственном управлении, но и присмотреться к принципиально иным подходам в менеджменте.

Но Роттердам — также город искусства и культуры, именно здесь в 1469 г. родился Дезидерий — всемирно извес ный Эразм Роттердамский. Статуя великого гуманиста в задумчивой по: выполненная Хендриком де Кейсером в 1622 г., установлена на перекрестке улиц Блаак и Колсингел — большого проспекта в центре, где можно видеть свидетельства реконструкции города: статую Наума Габ, здания Марселя Брюера, целые кварталы Бакема и Ван ден Брука. Здесь же на проспекте Колсингел находится Статхаус — самая большая рат ша Нидерландов, построенная в 1914-1920 гг. в стиле фламандского ренессанса.

Прекрасная панорама города, разрушенного и возрожденного, открывается со 104-метровой высоты Евромачты (Euromast) — башни построенной в 1960 г., название которой подчеркивает связь Роттердама с остальным миром: действительно слово «mast» имеет в 13 язык одно и то же значение — «мачта». Именно с ее высоты можно увидел новую ткань города, созданную по новейшим проектам с помощью с временной передовой технологии. С её вращающейся обзорной площадки в ясную погоду видны подъёмные краны огромного Европейского порта, побережье Северного моря и пятисоттысячный город. Его центральная часть застроена всё возрастающими по высоте зданиями и напоминает силуэт огромной птицы, распростёршей свои крылья и готовой взлететь к небу. Знаменит и очень красивый подвесной мостErasmusbrugge.

В стороне от современного функционального центра простирается старый Роттердам с домами из красно; кирпича с белой отделкой, где живет разноплеменный народ (eвpoпeйцы, африканцы, азиаты). Роттердам, действительно, как ни один друге город, сумел приютить людей разных национальностей, которые живут здесь в мире и согласии.

14 мая 1940 г. руководители Роттердама отвергли гитлеровский ультиматум о сдаче города, на что тут же последовала реакция нацистского командования. В результате варварской бомбардировки были уничтожены 24 тысячи домов, 2500 магазинов, 1200 фабрик, 70 школ и 21 церковь. Мир, ещё не видевший развалин Ковентри и Сталинграда, содрогнулся. А когда в 1945 году фашисты покидали город, то довершили содеянное, взорвав сохранившиеся портовые сооружения.
После войны жители Роттердама совершили беспрецедентный гражданский подвиг:возродили свой город из руин, а знаменитый Роттердамский порт не только достиг своего прежнего товарооборота, но и стал крупнейшим морским портом мира.В Нидерландах бытует шутка, что в Амстердаме тратят деньги, а Роттердаме их зарабатывают. В этой шутке немало правды, ведь ежегодно у причалов Роттердамского порта швартуются более 32 тысяч океанских и 180 тысяч речных судов. Город уходит ко сну с полуночными гудками портовых тягачей-тепловозов, а просыпается с первыми ударами склянок, когда оживают 400 кранов, начиная свою нелёгкую каждодневную работу по переработке грузов из всех стран мира.
Но мы говорим о Роттердаме, чтобы познакомиться прежде всего с городом, с его чудом сохранившейся старой частью и поражающей смелыми архитектурными решениями новыми районами. Лучше всего начать нашу экскурсию по городу с осмотра кварталов так называемого исторического Дельфтского порта, который вопреки времени и войнам сохранил свою красоту и колорит. Здесь и ветрянная мельница, и узенькие улочки вдоль каналов, и старинные складские помещения с консольными балками и крюками для подъёма грузов, и фронтоны домов, словно сошедшие с картин голландских художников. В далёком 1620-м от причалов Дельфтского порта отплывали в Америку легендарные отцы-пилигриммы, основавшие там Новую Голландию.Из этого старинного района отправимся и мы на встречу с современной частью Роттердама. Здесь, в центре города у Морского музея на фоне разместившихся в бухте старинных кораблей, возвышается всемирно известная скульптура Осипа Цадкина „Опустошённый город».
Фигура человека, сваренная из покорёженного металла, с простёртыми к небу руками
и рванным отверстием на груди, символизирует уничтоженное фашистами сердце города. Невдалеке от памятника разрушенному Роттердаму талантливыми архитекторами страны был возведен город из стекла и алюминия, бетона и стали — новый Роттердам.
Любуясь ансамблями и отдельными зданиями, трудно поверить в то, что этот суперсовременный город имеет 660-летнюю историю. В те далёкие времена рыбаки построили дамбу на берегу реки Ротт, чтобы защитить от наводнений своё поселение, названное Роттердамом. Об истории и прошлом города рассказывают экспонаты музейного комплекса. Этот комплекс включает архитектурный и природоведческий музеи, прекрасные художественные музеи. Интересен Кunsthal, творение зодчего Рэма Колхаса — здесь проводятся выставки работ мастеров 19-20 веков, и Museum Boljmans, где представлены в основном работы старых мастеров. В этом музее
хранится знаменитая работа П.Брейгеля „Вавилонская башня».От музейного комплекса направимся к старому порту, где в уютной гавани дремлют рыбацкие шхуны. Украшением порта является первый высотный дом Европы — 45-и метровый Het Witte Huis. Ему более ста лет, ведь он возведен ещё в 1898 году. От него открывается великолепный вид на набережную Мааса, символический якорь на его берегу, а также на старый порт. Теперь бухту окружает современная застройка, множество ресторанчиков и кафе, выходящих прямо к воде.
Конечно же, самым интересным сооружением района является „Blaakse Bos», жилое здание, состоящее из кубиков-квартир и кубиков-коттеджей.
Эти кубики опираются не на плоскость, а на свой угол и связаны с другими кубиками, расположенными справа и слева, только в одной точке. Вместе это огромный жилой дом, занимающий целый квартал, и совокупность почти не соприкасающихся друг с другом необычных трёхэтажных коттеджей. Можно посетить один из кубиков, осмотреть трёхуровневую со всеми удобствами квартиру. Из её окон открывается вид на центральный городской собор St. Laurenskerk — интересное позднеготическое сооружение, возведенное ещё в начале 16-го столетия. Перед собором установлен памятник легендарному просветителю и философу 15-го столетия Эразму Роттердамскому, родившемуся в этом городе. Теперь его имя носит городской университет.
Отсюда совсем недалеко до великолепного здания городской ратуши, завершённой в 1920 г. и являющейся самой большой в стране. Рядом расположены не менее интересные сооружения Почты и Биржи. Их фасады выходят на главную городскую магистраль Coolsingel, завершающуюся кольцевой развязкой. За ней начинается Weena — улица, ведущая к вокзалу. Её окаймляют величественные устремлённые ввысь небоскрёбы, в которых размещаются банки, страховые компании и офисы. Все эти здания строились после войны, и девизом архитекторов были слова: „только небо — для нас предел». Вокзальный комплекс расположен рядом с пешеходными торговыми улицами, в любое время дня заполненными горожанами и гостями города.

 


Читайте:


Истории самостоятельных путешествий:

Назад в Амстердам

Назад в Амстердам

Как у любого путешественника у меня есть любимые города, побывав однажды в которых, хочется вернуться вновь. Чтобы пр...

Быстрый морозный Амстердам

Быстрый морозный Амстердам

По Амстердаму мы неслись сломя голову, иначе был риск остаться без коленей, ушей и носов. После мягкого осеннего Рима ...

Секс в Амстердаме

Секс в Амстердаме

Наряду с кофешопами, тюльпанами и музеем Рембранта Улица Красных фонарей занимает первое место в списке доблестей тури...

Под парусом Роттердама

Под парусом Роттердама

Самый геометричный и современный, непредсказуемый и оригинальный, шопинговый и энергичный город Нидерландов. В порту ...

Набег на Голландию

Набег на Голландию

Музейная программа в Утрехте, несмотря на его вторичный статус сравнительно с Амстердамом в сознании наших туристов,...

Планирование поездки в Голландию и новые технологии на марше

Планирование поездки в Голландию и новые технологии на марше

В этот приезд мы посетили за 9 дней 9 городов. Были дни, на которые приходилось сразу по три города. Мы жили в Амстред...

    Яндекс.Погода

    Известные люди:

    Король Виллем III РЕМБРАНДТ (REMBRANDT VAN RIJN), 1606 - 1669 ИЕРОНИМ БОСХ (JHERONIMUS BOSCH), ~1450 - 1516
    Король Виллем I Христиан Гюйгенс Бенедикт Спиноза
    ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ (PIETER BRUEGEL DE OUDE), ~1525 - 1569 БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (БАРУХ СПИНОЗА; BENEDICTUS DE SPINOZA), 1632 - 1677 Йорис Ивенс

      Города и культара Королевства:

      Ночные бабочки со стажем

      Ночные бабочки со стажем

      «Круглый год, всякий вечер, — за исключением трех последних дней страстной недели и кануна благовещения, когда птица гнезда не вьет и стриженая девк...

       «В метро без штанов!»

      «В метро без штанов!»

      Спускаясь в амстердамское метро в воскресенье 12-го января, помните, что люди без штанов вокруг вас — это не экзибиционисты! Это участники ежегодной...

      Нас не затопит…

      Нас не затопит…

      Как утверждает национальная поговорка “Бог создал землю, а голландцы создали Голландию”. Известно, что четверть территории Нидерландов расположена ...

      По улицам Амстердама:

      Квартал Красных Фонарей. Прейскурант на услуги проституток

      Квартал Красных Фонарей. Прейскурант на услуги проституток

      Уж если вам посчастливилось посетить Амстердам, то впечатление от него не сможет быть полным, если вы не прогуляетесь по старейшему и самому эпатажн...

      Проституция Голландии (законы и цены)

      Проституция Голландии (законы и цены)

      В Голландии проституция не запрещалась никогда. С 1988 года проституция стала официально узаконенной, полноценной профессией, представительниц кот...

      Королевский дворец, Амстердам

      Королевский дворец, Амстердам

      Оказавшись на центральной площади Амстердама, Дам, нельзя не заметить огромную тёмно-коричневую громаду здания Королевского дворца, которое некогда ...