Пусть улыбки не всегда искренни, но…
Нидерланды - Общие сведения

пусть улыбки не всегда искренни, но…

Недавно прочитала текст Жванецкого “Крик души”. Текст заставил посидеть в тишине и подумать об эмиграции, о России, о том, как прав Михаил Михайлович, говоря о том, что “наши люди стремятся в Стокгольм (Лондон и так далее) только для того, чтоб быть окруженными шведами. Все остальное уже есть в Москве. Или почти есть”.

Почему русские уезжают заграницу? Для того, чтобы жить в лучшей стране. Для того, чтобы лучше жить. По собственному опыту могу сказать, что желание жить в большем достатке тут часто ни при чем: с материальной точки зрения мое положение в Голландии не сильно улучшилось: у меня в Москве была любимая, хорошооплачиваемая работа, квартира, семья, друзья. Но в Амстердаме качество моей жизни намного лучше. Есть ощущение, что я живу в другом мире, в мире с иными моральными ценностями, в цивилизованном мире. Фраза М. Жванецкого: “Наш диагноз – мы пока нецивилизованны” заставила меня найти на просторах интеренета фрагмент из давным-давно прочитанного романа Людмилы Улицкой “Казус Кукоцкого”, в котором писательница устами генетика Ильи Гольдберга объясняет, почему именно мы еще или, скорее, уже нецивилизованны:

“Последняя идея Гольдберга [...] заключалась в том, что та социогенетическая единица, которая прежде, до революции, называлась «русским народом», за пятьдесят почти лет советской власти перестала существовать как реальность, а нынешнее население Советского Союза, носящее гордое название «советского народа», и в самом деле является новой социогенетической единицей, глубоко отличающейся от исходной по множеству параметров — физических, психофизических и нравственных. […] Из России в восемнадцатом году ушла белая армия, около трехсот тысяч молодых здоровых мужчин репродуктивного возраста. Дворянская, отборная часть общества: наиболее образованные, наиболее честные, не желающие идти на компромисс с большевистской властью! [...] Двадцать второй год — высылка профессуры. Не так много, человек шестьсот, кажется. Но опять — отборные! Лучшие из лучших! И с семьями! Интеллектуальный потенциал. Дальше: раскулачивание уносит миллионы крестьян — тоже лучших, самых работящих. И их детей. И их не родившихся детей тоже. Люди уходят и уносят с собой гены. Изымают из генофонда. Репрессии партийные выбивают кого? Имеющих смелость высказать собственное мнение, возражать, отстаивать свою точку зрения! То есть — честных! Наиболее честных! Священники — истреблялись планомерно на протяжении всего периода… Носители нравственных ценностей, учителя и просветители…” И так далее и тому подобное.

Не буду рассуждать на тему того, насколько научно обоснован такой диагноз нашему генофонду, и насколько вообще гены предков влияют на мораль последующих поколений. Но, видимо, большинство из нас не является потомками горстки дворян, большая часть которых либо уехала в иммиграцию, либо была истреблена. Меня умиляют фильмы Михалкова о “той России”. Сколько их было, безвозвратно канувших в Лету представителей истинного дворянства и благородного купечества? Они ли наши предки?

Кстати, о дворянах. Во время пребывании Петра Первого в Республике Объединенных Провинций (так назывались тогда Нидерланды) представителей местных властей очень удивляло то, что дворяне из окружения царя были его холопами, т.е. буквально рабами. Петр раздавал зуботычины направо и налево, а несколько человек даже велел казнить. Голландцы, между прочим, отказались исполнять смертный приговор, вынесенный без суда и следствия.

Только во второй половине XVIII века российские дворяне были освобождены от телесных наказаний. Только к XIX веку из холопов выкристаллизовалось благородное дворянство таким, каким мы теперь его себе представляем. Кажется, у Акунина читала об одном из первых примеров становления чувства собственного достоинства у русского дворянина, когда великий князь Константин Павлович обматерил офицера, а тот вызвал его на дуэль. Помнится, у Дюма, д’Артаньян, оскорбленный Людовиком XIV, собственноручно переломил свою шпагу. Вызвать на дуэль короля, которого он обязан был защищать, дворянин не мог, но и снести оскорбление было невозможно. Это XVII век во Франции, в России тогда на кол сажали. Да и сейчас, в-общем-то, приказом сверху… Может, наш народ просто возвращается к истокам?

Видимо, мы — потомки миллионов крестьян, веками живших с весьма отдаленными, чтобы не сказать нулевыми представлениями о мировой цивилизации, и прочих сословий, лучшие представители которых, опять-таки, не имеют отношения к нашим генам. В свое время мое идеалистическое представление одуховности русского народа разбилось о роман Вересаева “В тупике”, об историях классиков о “хождении в народ” и прочее.

Когда я работала гидом в Москве, иностранные туристы спрашивали меня, почему русские так агрессивны? Заметьте, никто из них не ходил в ЖЭК за справкой, не ехал в час пик в метро, не общался с милицией. И все же они видели, чувствовали агрессию несущегося в вихре невротической боязни опоздать города. Я никогда не оправдывала эту закрытость и агрессию русских генофондом, мне ближе объяснение, связанное с психологией совка. Тогда не надо было любезно улыбаться для того, чтобы привлечь клиента ввиду полного отсутствия конкуренции, тогда у людей не было ничего своего: ни дома, ни земли, ни бизнеса, тем более семейного, традиции которого хотелось бы хранить, люди боялись сказать лишнее, не доверяли ближнему. Последствия того жизненного уклада и проявляются в наше время в хамском поведении россиян на всех уровнях. Но, может быть, и кровь предков дает о себе знать.

Когда в Голландии я прихожу к врачу, он выходит мне навстречу, протягивает руку, представляется и с улыбкой спрашивает, чем может мне помочь. Водитель автобуса говорит мне “доброе утро”, а в местной вариации ЖЭКа служащие любезны и терпеливы. Здесь, встречаясь глазами, люди улыбаются. И я улыбаюсь в ответ.Из этих мелочей складывается моя жизнь день за днем. Я живу в лучшем обществе и сама становлюсь немножко лучше, спокойнее и добрее. Действительно, “не для того выезжают, меняют жизнь, профессию, чтоб съесть что-нибудь, и не для того, чтоб жить под руководством шведского премьера…”

Да, я скучаю по некоторым людям, мне не хватает философских бесед о смысле жизни на кухне за рюмочкой чая, но это все, чего мне не достает в жизни заграницей. Ну, еще, может быть, книжных магазинов и черного хлеба.

И мне очень приятно и интересно общаться с теми, кто путешествует по Европе, интересуется культурой других стран и забирает ее частички с собой. Может быть, со временем у нас появится новое дворянство, как и раньше по европейскому образцу?

 


Читайте:


Истории самостоятельных путешествий:

Опыт Хайнекен

Опыт Хайнекен

Вдоволь набегавшись по замороженному Амстердаму и выпив, наверное, по три чашки кофе в кофейнях и по паре кружек глин...

Уютный Делфт, Нидерланды, часть первая

Уютный Делфт, Нидерланды, часть первая

Импозантно и невозмутимо встретила меня коренная жительница Делфта, хозяйка все сделала для того, чтобы мисс чувствов...

Быстрый морозный Амстердам

Быстрый морозный Амстердам

По Амстердаму мы неслись сломя голову, иначе был риск остаться без коленей, ушей и носов. После мягкого осеннего Рима ...

Чуть-чуть о Харлеме и селёдке

Чуть-чуть о Харлеме и селёдке

(август 2010года) От Амстердама до Харлема пятнадцать минут езды. Первоначально он не входил в наши планы. Ассоциации...

Хроники автомобильного путешествия

Хроники автомобильного путешествия

В этот день Таня с Лизой остались в гостях в Германии, пошли по магазинам за покупками, а мы с Алексеем «двинули» в К...

Ода велосипеду

Ода велосипеду

Жители Амстердама, видимо, совершенно согласны с теорией Эйнштейна о том, что жизнь — как вождение велосипеда. Чтобы ...

    Яндекс.Погода

    Известные люди:

    Корнелис де Брюйн Кабаре дуэт Acda en de Munnik ИЕРОНИМ БОСХ (JHERONIMUS BOSCH), ~1450 - 1516
    Франс Хальс Герман Бургаве Ян Хавикзоон Стен
    Антони ван Левенгук Анна Франк Хари Мата

      Города и культара Королевства:

      Cоветская подводная лодка в порту Амстердама

      Cоветская подводная лодка в порту Амстердама

      С 2002 года в Амстердамском порту NDSM стоит советская субмарина Б-80, построенная в 1956 г. в Риге. В 1991 г. она была выкуплена двумя голландскими...

      Острова под окнами

      Острова под окнами

      Я живу в центральной части Амстердама. В так называемом четвертом и последнем по счету центральном секторе города. За моим кварталом начинаются вост...

      Харлем  XIX—XX века

      Харлем XIX—XX века

      В начале XIX века одна из важнейших промышленных отраслей города, текстильная индустрия, пребывала в упадке. Население города было очень бедным и в ...

      По улицам Амстердама:

      Трамваи Амстердама

      Трамваи Амстердама

      Общая информация Многие жители Амстердама предпочитают пользоваться трамваями для того, чтобы добраться из одной точки города в другую. Тем более...

      ТАКСИ В АМСТЕРДАМЕ

      ТАКСИ В АМСТЕРДАМЕ

      Амстердам состоит из множества каналов и узких улиц с односторонним движением, поэтому перемешаться в нем на машине не слишком практично. «Ловить» т...

      Как и где взять в аренду велосипед в Амстердаме

      Как и где взять в аренду велосипед в Амстердаме

      В Амстердаме приоритет в дорожном движении у велосипедистов, шутка ли, если автомобилей в два раза меньше. Велосипед можно взять в прокатных контора...